Новости кафедры

Новости по другим категориям: бизнес, наука, издательство
  • 23 сен 2005

Целевая подготовка бакалавров и магистров на кафедре ПКМ

Вступила в действие выработанная на кафедре ПКМ ФРТК МФТИ модель целевой подготовки бакалавров и магистров в интересах различных заказчиков: организаций, министерств, ведомств.

  • 20 сен 2005

Вниманию участников научной конференции МФТИ!

25–26 ноября 2005 года пройдет XLVIII научная конференция Московского физико-технического института.

  • 20 сен 2005

Презентация Росгосстраха для студентов 3-6 курсов МФТИ

В четверг 22 сентября 2009 г. состоится презентация Росгосстраха для студентов 3-6 курсов МФТИ.

Кафедра Прикладных концептуальных методов ФРТК МФТИ перешла на целевое обучение студентов: организации-заказчики оплачивают обучение студентов. Причём у выбранного для целевого обучения студента появляется возможность стажироваться в организации-заказчике начиная уже с 4 курса и по окончании обучения в институте стать полноценным сотрудником этой организации — топ-менеджером по выбранному направлению специализации.

  • 05 июл 2005

Cостоялась защита студентов 4 курса

28 июня 2005 г. состоялось заседание базовой кафедры Прикладных концептуальных методов ФРТК МФТИ по защите студентов 4 курса.

  • 02 июн 2005

Заседание учёного совета ФРТК МФТИ

31 мая 2005 г. На заседании Учёного совета ФРТК МФТИ был заслушан доклад З. А. Кучкарова «Потребности и перспективы подготовки кадров на кафедре ПКМ». Вынесено решение об одобрении первого опыта работы кафедры ПКМ и рекомендовано использовать и другим базовым кафедрам ФРТК.


Завкафедрой Прикладных концептуальных методов

ФРТК МФТИ, д-р экон. наук, профессор

З. А. Кучкаров

Тезисы доклада на заседании учёного совета ФРТК МФТИ 31 мая 2005 г.

 

Проблемы и перспектива подготовки специалистов в области прикладных концептуальных методов

Под «прикладными концептуальными методами» понимаются инструментальные средства, поддерживающие проектирование и создание автоматизированных систем организационного управления.

Проблема создания таких средств и различных подходов к её решению выявилась в результате критического осмысления попыток создания АСУ в период 1960-1970 гг.

Основной урок этого развития состоял в том, что успешное проектирование, освоение и адаптация номинальных АСУП возможны только при наличии средств математической, инструментальной и компьютерной поддержки.

Подходы к созданию таких средств разделились на «эмпирические» и «теоретические».

Эмпирические стремились воплотить в компьютерных программах наличный «ручной» опыт организационного управления, что вело к острому противоречию гигантского развития мощностей информационных технологий и примитивного их применения, консервации исторически сложившихся форм деятельности, отсутствию повышения эффективности организации.

Теоретические исходили из того, что компьютеризация организаций не является рядовым техническим улучшением, а ведёт к качественному преобразованию мышления и стиля руководства, значительному сокращению управленческого аппарата.

Прикладные концептуальные методы являются вариантом теоретических подходов. Они основаны на прямом изучении области деятельности конкретной организации и получении форм её деятельности как следствие такого изучения. Преодоление сложившегося конгломерата организационных форм ведёт к ясности функционирования, выдвигает на первый план творческие решения руководителей.

Применение теоретического метода обеспечивает сознательное полагание организацией себя как класса систем, получения организационных форм, регламентов, процедур как следствие постулирования основных аксиом.

Применение математического аппарата операций над родами структур обеспечивает преодоление сложности организационного управления, позволяет компьютеризировать создание информационной инфраструктуры организации и систем организационного управления.

Прикладное применение концептуальных методов ведётся около 30 лет в интересах национальной безопасности, оборонного комплекса, строительства, образования, различных министерств, широкого круга государственных и частных организаций. Выполненные работы неизменно получают высокую оценку заказчиков. Базовые организации — АЦ «Концепт» и Корпорация «МетаСинтез» хорошо известны. По научной и прикладной тематике сотрудниками этих организаций опубликовано более 700 статей и книг. Создано и функционирует издательство, которое выпускает серию монографий, включившей уже 10 книг. Выходит два журнала: «Системное управление: Проблемы и решения» и «Подмножество».

За рубежом сходные представления возникли позже, 15-20 лет назад. Они известны под названиями «Объектно-ориентированное программирование», «Базы знаний», «Когнитология», «Теория организаций» и другими. Специалисты по этим дисциплинам составляют элиту информационного мира, именно им поручается структуризация информации и логическое проектирование баз данных.

Однако эти направления существенно отличаются от концептуальных методов отсутствием конструктивного и инструментального обеспечения понятийного анализа предметных областей и соответствующего инструментального вооружения.

Базовая кафедра прикладных концептуальных методов создана в 1991 году и с тех пор осуществлено 12 выпусков. Кафедрой последовательно руководили Николай Васильевич Михайлов и Наталья Константиновна Никитина.

На кафедре создана и функционирует специальная система организационного управления кафедрой. Введён в действие ряд нормативных документов:

  1. Структура, содержание и оформление автореферата выпускной квалификационной работы студента 4 курса.
  2. Структура, содержание и оформление автореферата магистерской диссертации.
  3. Административно-организационные требования к студентам кафедры ПКМ ФРТК МФТИ.
  4. Норматив на дипломную работу выпускника МФТИ (по базовой кафедре Прикладных концептуальных методов ФРТК МФТИ).
  5. Норматив на квалификационную работу на степень бакалавра по прикладной физике и математике (по базовой кафедре прикладных концептуальных методов ФРТК МФТИ).
  6. Образцы рецензий и отзывов на дипломные работы.

При подготовке дипломов введено разделение на части, связанные с освоением концептуальных методов, математического аппарата, программных средств и т. д. Поэтому у студента, кроме научного руководителя, может быть несколько научных консультантов по каждой из важных для написания диплома частей.

При подготовке своих дипломов студенты проходят не позднее октября процедуру защиты темы работы, где на заседании кафедры заслушивается каждый студент и утверждается тема и постановка задачи работы. Также на этих заседаниях утверждаются темы НИР студентов 5 курсов. В случае неудовлетворительной подготовки студентов к заседаниям проводятся повторные заседания, посвященные специально этим студентам.

В феврале-марте проводится процедура аванзащиты дипломов, где у каждого студента проверяется состояние его работы, осуществляется по необходимости корректировка темы и постановки задачи работы. Здесь также в случае неудовлетворительной подготовки проводятся дополнительные заседания кафедры. Затем, не позднее, чем за две недели до защиты дипломной работы, проводится предзащита, на которой студент обязан иметь готовый диплом, автореферат, отрепетированное сообщение. Здесь принимается решение о допуске студента к защите. Данная система процедур позволяет значительно поднять качество дипломов.

Организована аудио- и видеозапись уникальных курсов кафедры. Поддерживается архив всех записей кафедры.

С целью повышения квалификации студенты и аспиранты базовых организаций проходят стажировку в имеющихся проектах с различными организациями, как правило, в этом случае тематика НИР, дипломов связана с работой в рамках этих проектов. Также производится их ротация из проекта в проект, включение в дальние командировки, изучение используемых для работы программных средств: BPWin, ARIS, Visio, Power Point и других.

Большинство выпускников кафедры успешно работают на должностях высшего и среднего руководства, некоторые в консалтинговых организациях.

В настоящее время кафедра осваивает целевую подготовку по заказам организаций. Накопился опыт переговоров с фирмами и госорганами, которые могут оплачивать целевое обучение студентов (см. прилагаемую концепцию «Инкубатора Крупной компании»).

В настоящее время завершена регистрация в Минобразовании РФ и ВАК электронного научно-информационного журнала «Системное управление. Проблемы и решения» (далее — Журнал), учреждённого совместно Министерством экономического развития и торговли РФ, МФТИ и АЦ «Концепт» с целью научной и информационной поддержки хода реализации Административной реформы сведениями о новейших научных исследованиях, разработках и технологиях государственного и корпоративного управления.

Основная идея Журнала заключается в пропаганде современных принципов государственного и корпоративного управления, освещении реализации административных реформ, информировании об опыте, полученном в ходе их реализации, вовлечении в административные реформы интеллектуальных ресурсов страны, информировании о возможностях повышения управляемости, организация научных дискуссий, круглых столов и др.

О потребности в подготовке специалистов в области прикладных концептуальных методов

Общие стимулы для базовых качественных преобразований организационных форм заключены в остром противостоянии исторически исчерпавших себя форм и распространении и укреплении новых. Эти процессы крайне напряженны и не сводятся только к проблемам глобализации, интернационализации и другим. На первое место выдвигается выбор ценностей, который затрагивает основы существования человеческих обществ.

В этих условиях организации будут вынуждены превращаться из субъектов рынка в точные и надежные общественные механизмы. Несостоятельные в этом отношении организации будут исчезать или ликвидироваться.

Борьба за социальную эффективность выдвинет основные мотивы организационного формообразования. Информационная революция создаёт возможности для таких преобразований, но их стимулы лежат за её пределами. Современный опыт оргконсультирования и реинжиниринга, внедрения корпоративных систем, содержит как удачи, так и провалы. Видны необходимость, масштабы и сложность предстоящих преобразований организационных форм.

Преобразование мышления руководителей, стиля их работы, форм деятельности организаций как следствие революционных достижений информационных технологий только ещё начинается, но характер и масштабы предстоящих изменений уже достаточно ясны. Основанием этих преобразований станет интеллектуализация подготовки и реализации решений руководителей.

Потребность в специалистах по прикладным концептуальным методам и требования к их подготовке будут возрастать. В 2005–2006 годах можно ожидать заявленной потребности порядка 60 человек, а в последующие годы прогнозируется рост до 300 человек.

Основная тенденция, которая очевидна уже сейчас, заключена в необходимости создания взамен широкой специальности «прикладные концептуальные методы» ряда узких специальностей.

Видимо, выделятся специализации:

  • системный анализ и концептуализация прикладных предметных областей,
  • математическая экспликация концептуальных схем предметных областей,
  • разработка программных продуктов, поддерживающих концептуальный анализ и проектирование организаций,
  • создание классификаторов и баз конструктов теории систем,
  • организационные, этические, правовые, психологические и консалтинговые аспекты перехода организаций на концептуально спроектированные системы организационного управления.

Перспективы подготовки специалистов в области прикладных концептуальных методов

Возникающие задачи могут быть разделены на задачи ближайшего будущего (3-5 лет) и задачи отдалённого будущего (5-15 лет.).

Ближайшие задачи базовой кафедры ПКМ - развитие и упорядочение курсов, более глубокая их специализация, создания системы нормативов, методик и учебных пособий, обеспечение рекомендованной литературой. Кафедра должна будет впервые в своей практике ориентировать подготовку студентов на потребности заказывающих организаций. Необходимо срочно решить задачу своевременной защиты аспирантов. Кафедра должна привлечь преподавателей по узким специальным дисциплинам. Необходимо проведение открытых кафедральных семинаров и конференций. Одной из задач является обеспечение массовых публикаций студентов, аспирантов и преподавателей.

Мы рассчитываем на гибкость факультета. Договорные отношения по поводу целевой подготовки студентов и аспирантов предполагаются долголетними, на 4-6 и более лет. По всей видимости, будут происходить отчисления, увольнения, неудовлетворенность клиентов, замены студентов, дебиторские и кредиторские задолженности, взаиморасчеты и т. д. и т. п. Нужно урегулировать отношения с организациями Заказчиками и т. п.

Более сложными и масштабными являются задачи отдалённого будущего. Часть этих задач находится внутри физтеха. Весьма перспективным является установление профессиональных контактов с кафедрами ФРТК. Это касается не только используемых ими научных, технических и педагогических концепций, но и форм их деятельности и взаимоотношений с базовыми организациями. Возможно проведение совместных семинаров и стажировок на основе обмена.

Другие задачи выходят за пределы факультета. К ним относятся, прежде всего, совместное решение вопросов о взаимоотношениях с кафедрами математики и философии, которые могли бы обеспечить более нацеленную подготовку студентов. Назрела также регистрация новой специальности «Концептуальный анализ и проектирование». Представляется, что важным является частичный перенос ознакомительных курсов по концептуальным методам на 1-й, 2-й и 3-й курсы, а, может быть, и в физтехшколу. Возможно, физтех пойдет и на то, чтобы ввести начала концептуальной техники и мышления среди преподавательского состава. Это — деликатная задача, требующая подготовки и ответственного отношения сторон.

К вероятным будущим задачам относится также создание филиалов кафедры (такие предложения в данный момент у нас имеются из Перми, Тулы, Тирасполя) и специализированного учебного заведения при физтехе.