Проектирование систем организационного управления:
Бизнес-инкубатор
Проектирование организации, продуктом которой будут организации под бизнес-идею.
Аудит системы организационного управления
Цель аудита системы организационного управления — это оценка соответствия организационной и функциональной структуры, информационного обеспечения управления, организационно-распорядительной документации, целям, задачам и стратегии развития организации, масштабам и характеру ее деятельности. Основные вопросы, решаемые в рамках данного подхода — в какие организационные формы должна быть облечена организация.
Исходными данными для оказания услуги являются:
- Устав;
- Положения об обособленных подразделениях;
- Положения о структурных единицах;
- Доверенности должностных лиц;
- Должностные регламенты;
- Положения о финансовом и внутреннем служебном документообороте;
- Трудовые договоры;
- Хозяйственные договоры;
- Договоры материальной ответственности;
- Организационно-распорядительные документы по внутреннему контролю;
- Организационно-распорядительные документы по ведению делопроизводства.
- Анализ нормативно-правовой базы деятельности Заказчика;
- Анализ внутренних регламентов деятельности Заказчика;
- Анализ функциональной структуры Заказчика;
- Анализ организационной структуры Заказчика;
- Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организационного управления Заказчика.
- Аналитическая записка по результатам аудита системы организационного управления Заказчика:
- Описание действующей организационной и функциональной структур и их нормативной обоснованности;
- Оценка соответствия организационно-функциональной структуры целям и масштабу организации;
- Оценка степени соблюдения установленных процедур управления и контроля;
- Оценка степени разграничения полномочий и ответственности;
- Оценка степени формализации системы организационного управления (наличие и комплектность организационно-распорядительных документов);
- Рекомендации по совершенствованию системы организационного управления Заказчика.
Расчёт необходимой численности подразделений, нормирование численности
Цель услуги: расчёт нормативов штатной численности структурных подразделений Заказчика, с учётом специфики нормируемой деятельности, характера решаемых управленческих задач и стратегии развития организации.
В настоящее время практически все попытки детального расчёта необходимой штатной численности российских организаций наталкиваются на одни и те же проблемы. Разрушены существовавшие в СССР институты организации и нормирования труда, существующие методики расчётов либо носят поверхностный характер, либо устарели, либо имеют узкую область применения (в основном – нормирование производственного труда рабочих специальностей). Готовые эффективные подходы и решения по нормированию административно-управленческой деятельности отсутствуют. Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода, учитывающего специфику нормируемой деятельности, фактическую численность нормируемой организации, характер решаемых управленческих задач, степень регламентации и детальность описания административных процессов (бизнес-процессов), а также ограничения по срокам и финансовым ресурсам, в рамках которых проводится нормирование численности. Лучшие результаты даёт комбинированное применение нескольких подходов.
Исходными данными для оказания услуги являются:
- Отчётная документация по результатам аудита системы организационного управления;
- Отчётная документация по результатам разработки функциональной структуры (желательно);
- Отчётная документация по результатам разработки организационной структуры (желательно).
В рамках оказания услуги выполняются следующие работы:
- Анализ документации и нормативно-правовой базы, регламентирующей нормируемую деятельность;
- Проведение аналитических проблемных интервью с руководством, руководителями структурных подразделений и ответственными исполнителями;
- Выбор и согласование научно обоснованного подхода к нормированию штатной численности;
- Сбор и анализ отчётов о работе структурных подразделений Заказчика;
- Разработка диаграмм основных бизнес-процессов (административных процессов) Заказчика;
- Хронометраж выполнения отдельных операций;
- Анализ информации базы данных по документообороту Заказчика;
- Разработка модели расчёта нормативов штатной численности структурных подразделений Заказчика и проведение расчётов;
- Разработка предложений по оптимизации процедур выполнения отдельных функций, дающих дополнительные возможности по сокращению трудозатрат.
В результате предоставления услуги Заказчику передаются следующие отчёты:
- Аналитический отчёт об управленческих проблемах Заказчика;
- Перечень структурных подразделений Заказчика и выполняемых ими функций для проведения нормирования и оптимизации штатной численности;
- Научно обоснованный подход к нормированию и оптимизации штатной численности;
- Диаграммы процессных моделей основных бизнес-процессов Заказчика с оценкой трудозатрат по каждому процессу;
- Нормативы штатной численности структурных подразделений Заказчика;
- Адаптивная модель для расчёта нормативов штатной численности структурных подразделений Заказчика;
- Предложения по оптимизации процедур выполнения отдельных функций, дающих дополнительные возможности по оптимизации трудозатрат на их выполнение;
- Протокол заседания Рабочей группы по рассмотрению и принятию результатов нормирования и оптимизации штатной численности выбранных структурных подразделений Заказчика.
Организационные структуры
Цель разработки организационной структуры – разработка организационной структуры соответствующей целям, задачам и стратегии развития организации, масштабам и характеру её деятельности.
Исходными данными для оказания услуги являются:
- Отчётная документация по результатам Аудита системы организационного управления (желательно);
- Отчётная документация по результатам Разработки функциональной структуры (желательно);
- Комплект документов, описывающий организационную, функциональную и штатную структуры.
В рамках оказания услуги выполняются следующие работы:
- Анализ документации и проведение аналитических проблемных интервью с руководством;
- Разработка альтернативных вариантов организационной структуры;
- Проведение Штабной сессии с руководством по выбору варианта организационной структуры и её корректировка;
- Разработка программы мероприятий по внедрению организационной структуры;
- Разработка правовых и организационно-распорядительных документов по внедрению организационной структуры.
В результате предоставления услуги Заказчику передаются следующие отчёты:
- Аналитическая записка по результатам анализа документации и интервью с руководством;
- Альтернативные варианты организационной структуры Заказчика;
- Протокол Штабной сессии по выбору варианта организационной структуры и ее корректировки;
- Программа мероприятий по внедрению организационной структуры Заказчика;
- Пакет правовых и организационно-распорядительных документов по внедрению организационной структуры.
Распределение функций, полномочий, обязанностей и ответственности
Описание в разработке.
Моделирование и оптимизация бизнес-процессов и административных процедур
Описание в разработке.
Принципиально новые организационные формы
Описание в разработке.
Схемы документооборота, электронные шаблоны документов
Цель данной услуги – автоматизация рутинной составляющей подготовки проектов документов.
Исходными данными для оказания услуги являются:
- Комплекты по 3-5 документов каждого вида, для которого предполагается разработка электронных шаблонов;
- Описание наличных информационных ресурсов организации (желательно).
В рамках оказания услуги выполняются следующие работы:
- Анализ комплектов документов каждого вида и выделение типовых и специфических атрибутов;
- Построение наборов возможных значений типовых и специфических атрибутов по каждому виду документов, определение взаимосвязи между различными атрибутами и их значениями по каждому виду документов;
- Проведение Штабной сессии с заинтересованными лицами для принятия решений по номенклатуре, значениям и взаимосвязи атрибутов по каждому виду документов;
- Реализация принятых решений и создание электронных шаблонов документов;
- Определение наличных информационных ресурсов организации и разработка предложений по оснащению рабочих мест организации требуемыми информационными ресурсами;
- Проведение Штабной сессии с руководством для принятия решения по оснащению рабочих мест организации требуемыми информационными ресурсами;
- Установка электронных шаблонов документов на оснащенные требуемыми информационными ресурсами рабочие места;
- Проведение Учебной сессии с заинтересованными лицами по применению электронных шаблонов;
- Апробация и корректировка электронных шаблонов в практике деятельности организации.
В результате предоставления услуги Заказчику передаются следующие отчёты:
- Аналитическая записка по результатам анализа документации и проведения аналитических проблемных интервью;
- Описание наборов возможных значений типовых и специфических атрибутов по каждому виду документов и взаимосвязи между различными атрибутами и их значениями по каждому виду документов;
- Протокол Штабной сессии по принятию решений по номенклатуре, значениям и взаимосвязи атрибутов по каждому виду документов;
- Описание и методическое руководство по использованию электронных шаблонов документов;
- Аналитическая записка по наличным информационных ресурсам организации и предложения по оснащению рабочих мест организации требуемыми информационными ресурсами;
- Протокол Штабной сессии по принятию решения по оснащению рабочих мест организации требуемыми информационными ресурсами;
- Протокол установки электронных шаблонов документов на оснащенные требуемыми информационными ресурсами рабочие места;
- Протокол учебной сессии с заинтересованными лицами по применению электронных шаблонов;
- Справка по выявленным в результате апробации недостаткам электронных шаблонов и внесенным изменениям в описание и методическое руководство по использованию электронных шаблонов документов.
Показатели эффективности и результативности деятельности подразделений
Описание в разработке.
Положения об организационных единицах
Цель разработки положений об организационных единицах – разработка регламентирующих документов, соответствующих законодательству, целям, задачам и стратегии развития организации, масштабам и характеру ее деятельности.
Исходными данными для оказания услуги являются:
- Отчетная документация по результатам Аудита системы организационного управления (желательно);
- Отчетная документация по результатам Разработки функциональной структуры (желательно);
- Положения об организационных единицах.
В рамках оказания услуги выполняются следующие работы:
- Экспертиза положений об организационных единицах;
- Составление перечня нормативно обоснованных функций;
- Разработка принципов распределения функций между организационными единицами;
- Разработка типового положения об организационной единице;
- Проведение Штабной сессии с руководством для принятия решений по принципам распределения функций между организационными единицами и типовому положению об организационной единице;
- Разработка методики формирования положений об организационной единице;
- Проведение Учебных семинаров для заинтересованных лиц по принципам распределения функций между организационными единицами и формированию положений об организационных единицах;
- Интерактивная (руководитель организационной единицы – консультант) разработка положений об организационных подразделениях с заинтересованными лицами;
- Разработка правовых и организационно-распорядительных документов по внедрению положений об организационных единицах;
- Составление перечня правовых и организационно-распорядительных документов, требующих внесения изменений.
В результате предоставления услуги Заказчику передаются следующие отчеты:
- Экспертное заключение по результатам экспертизы положений об организационных единицах;
- Перечень нормативно обоснованных функций;
- Описание принципов распределения функций между организационными единицами;
- Типовое положение об организационной единице;
- Протокол Штабной сессии по принципам распределения функций между организационными единицами и типовому положению об организационной единице;
- Методика формирования положения об организационной единице;
- Методические материалы по принципам распределения функций между организационными единицами и формированию положений об организационных единицах;
- Положения об организационных единицах;
- Пакет правовых и организационно-распорядительных документов по внедрению положений об организационных единицах;
- Перечень правовых и организационно-распорядительных документов, требующих внесения изменений.
Должностные регламенты и инструкции на рабочие места
Описание в разработке.
Обучение персонала работе по процессным моделям, схемам документооборота и показателями эффективности и результативности
Описание в разработке.
Разработка регламентов деятельности
Цель разработки регламента деятельности - разработка регламента деятельности организации, соответствующего целям, задачам и стратегии развития организации, масштабам и характеру её деятельности.
Исходными данными для оказания услуги являются:
- Отчётная документация по результатам Аудита системы организационного управления;
- Отчётная документация по результатам Разработки функциональной структуры (желательно);
- Отчётная документация по результатам Разработки функциональной структуры (желательно);
- Комплект документов, описывающих деятельность организации.
В рамках оказания услуги выполняются следующие работы:
- Анализ документации и проведение аналитических проблемных интервью с руководством;
- Разработка описания модели деятельности организации;
- Проведение Штабной сессии с руководством для принятия решений по модели деятельности организации;
- Разработка логико-операционной модели и структуры регламента деятельности;
- Проведение Штабной сессии с руководством для принятия решений по логико-операционной модели и структуры регламента деятельности;
- Проведение Учебной сессии с заинтересованными лицами по модели деятельности организации, логико-операционной модели и структуре регламента деятельности;
- Итерационная разработка (заинтересованные лица - консультант) регламента деятельности;
- Составление перечня документов, требующих внесения изменений;
- Разработка программы мероприятий по внедрению регламента деятельности;
- Разработка правовых и организационно-распорядительных документов по внедрению регламента деятельности.
В результате предоставления услуги Заказчику передаются следующие отчёты:
- Аналитическая записка по результатам анализа документации и проведения аналитических проблемных интервью;
- Описание модели деятельности организации;
- Протокол Штабной сессии по принятию решений по модели деятельности организации;
- Логико-операционная модель и описание структуры регламента деятельности;
- Протокол Штабной сессии по принятию решений по логико-операционной модели и структуре регламента деятельности;
- Методические материалы по модели деятельности организации, логико-операционной модели и структуре регламента деятельности;
- Регламент деятельности;
- Перечень документов, требующих внесения изменений;
- Программа мероприятий по внедрению регламента деятельности;
- Пакет правовых и организационно-распорядительных документов по внедрению регламента деятельности.
Предоставлена в проектах:
2006 год
описание проекта
Исследование и разработка системы информационно-аналитического сопровождения и организационного управления системными связями Министерства
2005 год
описание проекта
Исследование способов оптимизации организационно-функциональной структуры управления в Минэкономразвития России
2005 год
описание проекта
НИР по реорганизации системы управления администрации Воронежской области
2010 год
описание проекта
Разработка Концепции развития ОАО "ГАО ВВЦ"
2010 год
описание проекта
Реинжиниринг бизнес-процессов технического документооборота и системы стимулирования персонала ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»
2007 год
описание проекта
Реорганизация системы организационного управления ГУП «Москоллектор»