Разработка проекта Экологического кодекса Российской Федерации

сентябрь 2013 – май 2014

Цели

Разработать систему правоотношений в сфере экологии и проект Экологического кодекса (в части промышленной экологии) Российской Федерации.

Участники проекта

Научный руководитель:
Кучкаров З. А.
Менеджер проекта:
Никандрова Я. А.
Основные исполнители:
Минакова Л. Я., Никитин А. В., Сабиров Н. Х., Шумилин Д. Е., Гареева Л. И., Воскресенский К. О., Локотилов Е. В., Емельянова С. В., Крукле Е. В.

Предпосылки к реализации проекта

В последние годы Правительство Российской Федерации активизировало работу по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды. Минприроды России подготовлен и представлен в Государственную думу ряд проектов природоохранных законов, направленных, как предполагается, на обеспечение снижения воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Анализ этих законопроектов и всего действующего экологического законодательства выявил целый ряд недостатков существующего регулирования в сфере промышленной экологии.

Природоохранная нормативная база, распространяющаяся на хозяйственную деятельность, изобилует невыполнимыми требованиями и нормативами, административными барьерами. Попытка заимствовать положительный опыт зарубежного законодательства приводит к тому, что действующие архаичные экологические процедуры не отменяются или заменяются более простыми и эффективными, а просто дополняются новыми, еще более «бумагоемкими», что в свою очередь усложняет и без того достигшую предела сложности систему управления природоохранной деятельностью.

По описанным выше причинам необходимо формирование целостного регулирования сферы экологических промышленных отношений, но неприемлемо использование принятых подходов: совершенствования действующего законодательства путем локальных изменений, заимствование зарубежного опыта, кодификация путем объединения действующих в регулируемой сфере норм из разных нормативно-правовых актов.

В данной работе для регулирования сферы экологических промышленных отношений предлагается формирование целостного нормативно-правового акта – Экологического кодекса (в части промышленной экологии) – путем проектирования концептуальной модели Экологического кодекса и последующего создания юридически корректного текста Экологического кодекса на основе построенной модели.

Примененный подход

В данной работе был сформулирован и применен блочно-конструкционный подход, основанный на двух основных идеях. Первая идея заключается в переходе от понятий модели объекта регулирования к юридической конструкции, уже обсуждаемой в теории права, но на данный момент лишь номинально используемой в нормотворчестве. Второй идеей является введение и правовое закрепление юридической конструкции закона как неотъемлемого приложения к закону, а также авторский надзор за юридической конструкцией. Реализация данной идеи обеспечивает целостность поправок, вносимых в законодательство в будущем.

Для создания текста Экологического кодекса создается модель экологических промышленных отношений и промышленных экологических правоотношений (ПЭПО), которая затем переводится в юридический текст системы регулирования. Затем концептуальную схему объекта регулирования — экологического отношения — переводится в концептуальную схему «Правоотношения», и только затем интерпретируется полученные результаты с целью получения юридической конструкции Экологического кодекса.

При таком подходе юридическая конструкция Экологического кодекса и, соответственно, текст Экологического кодекса делимы на целостные части — блоки, что определяет название подхода — «блочно-конструкционный», где «конструкционность» означает, что юридические конструкции создаются по отдельности, соединяясь в синтетическую, а «блочность» означает, что каждая новая идея/концепт, положенная в основу новой системы регулирования, вводится своим блоком. Таким образом, каждая новелла, идея Экологического кодекса содержится в отдельном блоке.

Такой подход позволяет управлять введением Экологического кодекса — реализовать поблочное введение Экологического кодекса, т.е. варьировать перечень вводимых в действие идей регулирования экологических отношений от поправок к законам до введения всего Экологического кодекса, не теряя целостности описания в законодательстве спроектированной системы регулирования.

В рамках проектируемой юридической конструкции ПЭПО развиваются и реализуются принципы Экологической промышленной политики.

От юридической конструкции Экологического кодекса уже осуществляется переход к правовому тексту Экологического кодекса. Таким образом, содержание текста Кодекса определяется юридической конструкцией, сформированной по модели. Юридические конструкции внутри блоков можно усложнять постепенно, последовательно конкретизируя конструкцию. Содержание подзаконных актов Кодекса будет определяться конкретизациями юридических конструкций, по которым формируется Кодекс.

Введение поправок и/или новых подзаконных актов сопровождается конкретизацией юридической конструкции, обеспечивая целостность вносимых изменений. При внесении поправок, меняющих юридическую конструкцию Кодекса, необходима фиксация новой юридической конструкции Кодекса, пересмотр всего текста Кодекса и всех уже существующих подзаконных актов на предмет соответствия новой юридической конструкции.

Иерархия юридической конструкции обеспечивает полноту и непротиворечивость Кодекса и всей иерархии нормативно-правовых актов в сфере регулирования Кодекса.

Удержание юридической конструкции позволит не привносить в нее противоречий, пробелов и как следствие, абсурдов в нормоприменении.

Результаты

В ходе работы были получены следующие результаты:

  1. Модель экологических правоотношений, в том числе:
    • концептуальная схема экологических правоотношений;
    • выделенная сфера регулирования – промышленных экологических правоотношений.
  2. Система понятий, на которых строятся экологические правоотношения, в том числе:
    • система понятий экологических правоотношений;
    • таблица пересмотра сложившихся понятий в концептуально новые понятия.
  3. Юридическая конструкция промышленных экологических правоотношений, в том числе:
    • концепция ответственности органов власти и должностных лиц за экологические деяния (действие или бездействие);
    • концепция экологического повреждения, вреда, ущерба (включая модели методик доказывания вреда и оценки ущерба, процессуальные требования / модели доказывания и оценки вреда);
    • концепция квазисубъектов, интересы которых представляет государство (неопределенный круг лиц, будущие поколения и тому подобное).
  4. Конструкция государственной системы регулирования промышленных экологических отношений, в том числе:
    • конструкция управления качеством среды;
    • конструкция предотвращения и урегулирования конфликтных экологических правоотношений.
  5. Юридически структурированный текст Экологического кодекса Российской Федерации в части промышленной экологии, в том числе:
    • корректная системы понятий;
    • юридически структурированный текст ЭК РФ в части промышленной экологии, включающий (охватывающий области регулирования):
      • № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.;
      • № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.;
      • № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.;
      • № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.
  6. Финансово-экономическое обоснование введения нового Экологического кодекса, в том числе:
    • прогнозная финансовая модель;
    • полученные и обработанные исходные данные для расчетов;
    • оценочные расчеты.

    7. Разработка Концепции ЭК РФ (пояснительной записки), в том числе:

    • предмет, цели и основные положения ЭК РФ;
    • условия реализации проекта ЭК РФ;
    • место проектируемых норм в ЭК РФ, а также системе действующего законодательства РФ;
    • соотношение проектируемых норм ЭК РФ с нормами и принципами международного права по экологическим вопросам;
    • прогноз социально-экономических и иных последствий реализации проектируемого ЭК РФ;
    • перечень нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению после принятия ЭК РФ.